Рецензия на фильм «Филателия»: Северная Русалочка с марками и характером

Рецензия на фильм «Филателия»: Северная Русалочка с марками и характером
фото: Киностудия Соль

Киновед-психолог Анна Журба представляет вниманию читателей МК рецензии и отзывы актуальных фильмов и сериалов, которые доступны для отечественного зрителя.

В онлайн-формате стала доступна картина «Филателия» — последняя работа режиссера Натальи Назаровой, получившая гран-при фестиваля «Окно в Европу» в августе 2024 года. Уже после ухода из жизни автора в апреле 2025-го лента продолжила триумфальное шествие по кинофестивалям, собирая награды. Этот фильм — пронзительная северная сказка, обладающая особой магией.

В центре повествования — Яна (Алина Ходжеванова), работница почты в заполярном городке. Ее историю можно прочитать как современную вариацию «Русалочки», где вместо диковинок с суши героиня коллекционирует марки с заходящих в порт кораблей. Яна — девушка с легкой формой ДЦП, выделяющаяся походкой и тихим голосом, — и правда будто не от мира сего. Она может нагрубить сгоряча, но ее способность любить и жертвовать — безгранична и исходит от самого сердца.

Ее «принц» — моряк Петр (Максим Стоянов), который вносит сумятицу в жизнь не только клуба филателистов, но и в сердце героини. Однако море, как и положено в сказке, уносит его прочь в самый неподходящий момент, оставляя Яну один на один с коварной соперницей Верой (Ирина Носова) и предательски равнодушной коллегой (Олеся Иванцова).

«Филателия» мастерски балансирует на грани притчи и суровой реальности. Величие северного моря и непричесанная жизнь портового города постоянно вторгаются в кадр, напоминая, что это не только сказка. Поведение героев порой напоминает зарисовки из «Ералаша», а точные, брошенные мимоходом реплики раскрывают сложность их характеров.

Яна — не схематичный персонаж. Она может в гневе уронить альбом с марками, назвать обидчика дураком, ввязаться в драку. Изначально проект носил название «Светлячок», как и дебютная короткометражка Назаровой. Режиссер сохранила для героини эту мерцающую, хрупкую чуткость. Камера, часто ручная, словно светлячок следует за Яной, подчеркивая ее внутренний ритм — слабое, но отчаянное сердцебиение.

В фильме Натальи Назаровой много северного холода, тонкого юмора и подлинной жизни. Это в полной мере история «о мужестве и доброте», как в той самой советской экранизации «Русалочки». Фильм отвечает на вопросы, которые когда-то задала Белла Ахмадулина: «Зачем по морю плавали большие корабли? Зачем матросы плакали и пели о любви?». Яна, северная русалочка, находит на них свой ответ, доказывая, что ожидание — не плен, а сознательный выбор, а истинная магия рождается в терпеливой созерцательности и силе духа, победившей сказочные условности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру