МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Донбасс

Зимний справочник автомобилиста: о безопасном вождении в оттепель, стужу и снегопад

Фото МК Донбасс

Зима - это не только время красивых пейзажей и зимних развлечений, но и период, когда необходимо быть особенно внимательным и осторожным за рулем. Подготовьте свой автомобиль и себя к зимним условиям, чтобы поездки стали безопасными и комфортными. Как это правильно сделать, мы спросили у специалистов курской дорожной компании «ЕТС Крым». Вместе составили зимний справочник автомобилиста.

Напомним три правила водителя в снегопад, о которых мы не раз уже писали. Не тормозить! Не газовать! Не выкручивать руль! Проще говоря, делайте все плавно. Представьте, что на заднем сиденье стоит полный аквариум с рыбками без крышки и его нельзя расплескать.

В густой снег включите противотуманные фары и фонари. Дальний свет, наоборот, не включайте: он отражается от снежинок, снижая видимость до нуля. Сбросьте скорость. На скользкой дороге — до 80 км/ч для шипованных шин, до 60 км/ч для «липучек». В обледенелой колее — до 50 км/ч. На укатанном снегу можно ехать быстрее, но любые маневры (повороты, объезды) проделывайте на скорости до 40 км/ч. Это рекомендуемые показатели; на практике сбрасывайте скорость больше, пока не почувствуете, что машина под контролем. Держите дистанцию вдвое больше обычной. На трассе пусть между вами и идущей впереди машиной будет столько же метров, сколько показывает спидометр. То есть на скорости 60 км/ч лучшая дистанция — 60 м. Это даст вам запас в 5-6 секунд при экстренном торможении.

Осторожнее с грузовиками! Большегрузы поднимают снег с дороги и обочин, где он не успел отсыреть, уменьшая видимость до нуля. За легковыми авто тоже тянется шлейф, но грузовики устраивают настоящую пургу, поэтому, следуя за ними, увеличьте дистанцию.

На снегу старайтесь не тормозить, а притормаживать. Плавно уберите ногу с педали газа, тормозите двигателем. На механике включите пониженную передачу, тогда скорость упадет быстрее.

Если нужно экстренно затормозить, нажмите педаль тормоза буквально на секунду и сразу отпустите. Повторите столько раз, сколько нужно. Так вы сохраните сцепление с дорогой и не позволите машине уйти в занос.

Заснеженные трассы коварны: в городе под колесами липкая каша, а на мостах, остановках и трамвайных рельсах может оказаться лед. Если по привычке жать педали «в пол», задние колеса потеряют сцепление с дорогой и начнут скользить.

Чтобы этого не происходило, на автомобили устанавливают ABS — антиблокировочную систему. Благодаря ей колеса дольше остаются управляемыми. Если ABS нет или она не работает, имитируйте ее работу педалью тормоза — тормозите короткими нажатиями, как описали выше. 

Любые маневры выполняйте не спеша, без рывков и резких отклонений от курса.

Перед поворотом сбросьте скорость до 40–50 км/ч и меньше. Тормозите двигателем.

На заднем приводе сбросьте обороты, на переднем добавьте, мягко нажимая на газ.

Не отпускайте руль до выхода из поворота. На сухой дороге можно дать ему проскользнуть, а колесам автоматически выровняться. Но в снег, гололед, дождь придерживайте руль на случай, если машину поведет (специалисты называют это уступающим рулением).

Оставайтесь в колее, особенно на спусках. Машина будет двигаться как по рельсам, ее не занесет.

Занос - это когда задние колеса движутся быстрее передних. Чтобы выровнять машину, нужно уменьшить скорость задней оси и увеличить скорость передней. Как это сделать - зависит от привода.

На заднем приводе сбросьте газ - это замедлит задние колеса. На переднем слегка прибавьте: это поможет вывести машину из заноса.

На полном приводе скользят все четыре колеса. Стратегия та же, что на переднем приводе: слегка прибавляем газ, поворачиваем руль в сторону заноса. Как только занос станет управляемым, верните машину в колею.

Выровняйте машину, плавно работая рулем. Пусть вас не сбивает совет бывалых водителей «повернуть руль в сторону заноса». Это значит - поворачивать в ту сторону, куда повело заднюю ось, то есть обратную той, куда движется передняя.

У инструкций, как ехать в снегопад и выходить из заноса, есть один недостаток: они совершенно бесполезны без тренировок. Даже вызубрив правила, на дороге вы рефлекторно дадите по тормозам - и машина улетит в кювет. Обязательно тренируйтесь на безопасной площадке, лучше - с инструктором. Только отработав навыки до автоматизма, вы правильно среагируете на трассе.

Стопроцентной защиты на дороге тренировки, конечно, не дадут, но снизят вероятность аварии в разы.

Рассказывая, как ездить в снегопад, стоит отметить, что весьма важно правильно тронуться с места. Согласитесь, это непросто, если всю ночь была метель или вы припарковались на обочине, куда городские службы свезли самый липкий и мягкий снег.

Максимально расчистите или утопчите снег под машиной, спереди и сзади.

Подложите под колеса траки, куски брезента, автомобильные коврики. За городом сгодятся доски, ветки — что угодно, что улучшит сцепление с грунтом.

Трогайтесь с ручника: поднимите его, прибавьте газу, отпустите ручник. Это увеличит тягу, и машина «прыгнет» вперед, не успев снова завязнуть.

На механике включите вторую передачу. Водители грузовиков постоянно трогаются со второй, чтобы колеса не буксовали. Для увязшей легковушки этот лайфхак тоже сработает.

Всегда возите с собой трос, за городом подумайте о колесных цепях. Следите за буксировочными крюками и проушинами - вытянуть авто из сугроба другой машиной гораздо легче, чем выбираться враскачку. Многие водители даже держат в бардачке то, чем отблагодарить случайного спасителя: хороший шоколад, чай, автоаксессуар. Денег за помощь на дороге обычно не берут, а вознаградить за помощь хочется

В идеале - следите за прогнозом погоды. Даже если с утра ясное небо, нет гарантии, что в поездке на автомобиле вы не попадете в снежную бурю. Если помнить правила безопасного вождения, ваши действия будут уверенными: включить противотуманки, сбросить скорость, увеличить дистанцию.

Двигайтесь по дороге, пока можете. Если пережидать пургу, заметет и дорогу, и машину. Придется поработать лопатой, чтобы заново выехать, а то и дожидаться, пока трассу расчистят.

Если непогода сильно разгулялась, ищите удобное место для парковки. Хорошо, если ваш телефон заряжен, с собой пауэрбанк, теплая куртка, горячий термос, а также деньги на эвакуатор. Пусть лучше они не понадобятся, чем их не окажется в нужный момент. Удачных поездок и очищенных дорог!

Кстати, в компании «ЕТС Крым» сообщили, что на участках дорог, которые обслуживают ее бригады специалистов, будет вестись круглосуточное дежурство на протяжении всех праздничных дней. Дорожники готовы будут в любой момент прийти на помощь попавшему в сложную ситуацию автомобилисту. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах